А здесь даже дети умеют вдыхать этот белый, как снег, порошок, и дышат на стекла, и пишут, что выхода нет©
Про каждого человека можно написать книгу. Такой роман со всем возможным психологизмом. Расспросить -- и написать. А как ты стираешь носки? А какое мороженое любишь? А воровал ли жвачки в детстве? Почему не смотришь телевизор? Если написать роман, мир каждого раскроется, приобретет красочки и звуки. Наверно, как раз этим занимается реализм, хотя...все-таки реализм обобщает. А модернизм уходит от личности в другие сферы. То есть, одновременно и выводит на поверхность личностное, и заботится о другом -- о форме, о новизне, об инаковости. Если считать постмодернизмом "все, что после модернизма", то некоторые книги как раз приближаются к этой самой индивидуальности -- традиционная форма (с вариациями) плюс индивидуальность в центре. Но впрочем, я еще не настолько хорошо во всем этом разбираюсь, чтобы судить. Просто размышления и как раз попытка понять. Реализм и постмодернизм мне, наверное, ближе всего (в основном, я про русскую литературу, с зарубежной у меня плохо). Реалисты.. да, им нужен был этот "типический герой в типических обстоятельствах". Этот шаг должен был быть сделан до того, как начать осмыслять отдельную личность. Хотя Печорин... Романтизм плюс реализм и все-таки, мне кажется, что-то еще. Что-то есть в этом человеке, чего больше ни в ком нет. Именно в человеке -- не могу воспринимать его как героя, он живой для меня, и один из самых интересных людей. Постмодернисты же с помощью этой самой "интертекстуальности", которую, надеюсь, мы всё-таки разберем с прекрасным Игорем Олеговичем, обращаются к личности. Но, конечно, должны быть отсылки к "типическому", к традиции. Иначе как говорить о личности? Я люблю современные романы за это -- за каждого отдельного человека. Потому что тех, кого мы называем обывателями и "серой массой" ведь в сущности нет. "Обывательскими" могут быть действия, поведение. Но спроси каждого причины его поведения -- целая история откроется, самая неизведанная глубина. Как со стороны выглядела Саша из шишкинского "Письмовника"? Просто женщина -- ходит по магазинам, говорит с людьми. Внутри -- роман.
Но слишком объемно понятие "постмодернизм". Что-то должно быть после-постмодернизма. Но что же, что-что-что?

@темы: Филология, Литература, Люди, Мысли вслух